Среди большого количества дидактических пособий для развития математических и творческих способностей палочкам Кюизенера нет равных. Автором палочек является бельгийский математик, Джордж Кюизинер, именем которого они и были названы. Этот универсальный дидактический материал широко используется педагогами средней группы нашего детского сада для развития у детей математических способностей. Мы в своей работе начали использовать эти волшебные палочки с 3,5-4 лет для выполнения наиболее простых упражнений. Хотя они могут использоваться и гораздо раньше, в ранних группах. Дети с большим удовольствием и интересом выполняют упражнения с палочками в виде волшебной игры, где ребенок это волшебник, который сможет из палочек создать любую картинку и фигурку. Это основной метод обучения, позволяющий наиболее эффективно использовать палочки. Дети нашей группы любят игры " Найди такую же",
" Строим дорожки". " Коврик для кошечки". " Лесенка для зайки" и др. Занятия с палочками проводятся систематически, индивидуальные упражнения чередуем с коллективными.
Существует множество вариантов упражнений для работы с палочками. Все задания мы распределяем по блокам:
1. Задания на ознакомление с палочками.
• найди и покажи такую же палочку, как у меня;
• найди самую длину или короткую палочку;
• укажи из палочек каких цветов построен дом или дорога.
2. Задания на изучение цвета.
• построй квадрат из красных палочек, а затем из голубых, какой больше;
• выложи палочки по схеме: красная, желтая, красная, желтая;
• положите несколько палочек перед ребенком и через несколько секунд уберите одну, спросив, палочки какого цвета не хватает.
3. Задания на измерение.
• найди любую палочку, короче синей, но длиннее желтой;
• из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая или синяя;
• с помощью любой палочки измеряйте длину карандаша, книги, ножку стола;• с закрытыми глазами найди две одинаковые длинные, а затем и короткие палочки;
4. Задания на построение.
• построить предмет, используя шаблон.
5. Логические задания с палочками.
• расположи палочки так, чтобы белая была между красной и синей, а синяя рядом с черной.
Игры с палочками Кюизенера помогают ребенку понять, что любое число является результатом счета и измерения. Кроме того, после таких занятий дети уже осмысленно могут определить какое число меньше, а какое больше, понимают суть прибавления и вычитания.
Занятия с палочками Кюизенера ускоряют процесс интеллектуально-творческого развития ребёнка , помогают учиться фантазировать, тренируют память и наконец, развивают мелкую моторику пальцев.
Воспитатели: Селина Л.А., Иванова А.В..
|